Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Проблемная ситуация это психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в ситуации решаемой им проблемы (задачи) не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежним, знакомым способом и должен найти новый способ действия.
Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, то есть в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта. Еще проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Эти условия должны создаваться не только для применения своих знаний на практике, но и для того, чтобы учащиеся осознали тот факт, что им недостаточно знаний для решения данного вопроса или задачи. Ну и наконец проблемные ситуации могут возникают в том случае, когда появляется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа. Поэтому учебный предмет физика предоставляет наибольшую возможность использования проблемных ситуаций в обучении. Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока, во время выполнения разнообразных заданий.
Очень хорошо создавать проблемные ситуации из истории физики, биографии ученых, исторические легенды, с помощью отрывков из литературных произведений, с помощью демонстрационных экспериментов, экспериментальных задач, творческих задач, задач межпредметного характера, исследовательских задач, изучения физических явлений, поисковой беседы, технических средств обучения, проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками,. Ведь в основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой, учебно-познавательной деятельности ученика, т. е. принцип “открытия” им научных фактов, явлений, законов, методов исследования и способов приложения знаний на практике.
|