Сайт учителя информатики и технологии Близниченко А.В. Четверг, 09.05.2024, 07:09
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
» Меню сайта

» Форма входа

» Категории раздела
ученики [21]
домашние и творческие задания
учителя [91]
материалы для учителей информатики

» Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Главная » 2018 » Июль » 9 » Урок по физике для 7 класса
08:53
Урок по физике для 7 класса

«Движение молекул. Диффузия. Температура»

Цели урока:

образовательные – формирование знаний о движении молекул, о явлении диффузии, броуновском движении;

развивающие – развитие самостоятельности в приобретении знаний в проблемной ситуации с использованием технологии продуктивного чтения,

воспитательные – формирование познавательного интереса к физике и формирование коммуникативных умений.

Задачи урока:

учащиеся должны усвоить – 1. Молекулы вещества находятся в непрерывном беспорядочном движении. 2. Доказательством движения молекул являются явление диффузии и броуновское движение. 3. Движение частиц вещества называют тепловым движением. 4. Чем больше энергия движения частиц тела, тем выше его температура.

Учащиеся должны научиться – 1. Распознавать явление диффузии среди других явлений. 2. Объяснять, почему скорость протекания диффузии зависит от агрегатного состояния вещества и температуры.

Учащиеся должны убедиться в том, что – представления о физических явлениях, которые возникают в нашем сознании в результате их изучения, соответствуют действительности, то есть являются отражением объективно существующего мира.

Оборудование: модель броуновского движения, термометры: демонстрационный, лабораторный, электронный, освежитель воздуха, два кусочка пластилина, два стакана с горячей и холодной водой, два пакетика чая, плакаты «Броуновское движение. Диффузия», «Шкалы температур».

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Стадия «Вызов»

Учитель. А каков физический смысл в японской пословице, представленной в начале параграфа: «Овощной лавке вывеска не нужна?»

Выслушав ответы учащихся, учитель даёт объяснения: «Овощи, особенно лук, выделяют летучие фитонциды. Мы по одному запаху понимаем, что где-то рядом - лук, лаже если не видим его. То же - с овощной лавкой: она "выдает себя" запахами.

Сегодня на уроке мы будем говорить об очень важном для жизни человека физическом понятии, но тему урока я вам предлагаю сформулировать самим. Посмотрите на доску, на ней записаны слова, понятия, с которыми вы уже встречались, некоторые из них слышали, а смысл отдельных для вас пока представляется загадкой. Я вам предлагаю записанные на доске понятия разделить на три группы и заполнить таблицу :

На доске: Молекула, диффузия, скорость движения, температура, твердое, жидкое, газообразное тело, хаотичное движение, концентрация вещества, граница раздела двух сред.

Таблица:

Знаю уже

Новое

Хочу узнать подробнее

молекула,

диффузия

диффузия

скорость движения

концентрация вещества

концентрация вещества

температура

граница раздела двух сред

граница раздела двух сред

твердое тело

жидкое тело

газообразное тело

хаотичное движение

Учитель: Какое же новое понятие, вам представлено на доске?

Ученик: Диффузия.

Учитель: Вот вы и определили тему урока. А что бы вы хотели узнать о диффузии?

Ученики: Что такое диффузия, как происходит диффузия в газах, жидкостях, твердых телах и с помощью каких физических опытов ее можно наблюдать.

Учитель: Т.е., мы с вами сформулировали и цели урока.

III.Стадия «Осмысление»

Проблемная ситуация. Учитель несколько раз брызгает освежителем воздуха у доски. Сначала приятный запах ощущают учащиеся первых парт, а затем аромат распространяется по всему классу.

Учитель. Чем можно объяснить распространение освежителя воздуха в классе, где окна и двери плотно закрыты и нет сквозняка, продувающего помещение?

Учащиеся выдвигают предположения. Затем учитель предлагает прочитать текст параграфа пункт «Частицы вещества движутся».

После чтения вновь заслушиваются ответы учащихся.

Прием «Вопрос-Ответ»

1.Как ведут себя молекулы веществ.

2.В чем отличие движения молекул газов, жидкостей и твердых тел?

3.Учёными установлено, что молекулы газа движутся со скоростями, которые составляют сотни метров в секунду. Казалось бы, при такой скорости движения молекул запахи должны распространяться практически мгновенно. Но этого не происходит. Почему?

В процессе чтения и беседы учащиеся делают выводы, что во всех веществах молекулы совершают движение. Делают записи в тетради.

Проблемная ситуация. Учитель одновременно опускает по пакетику чая в стакан с холодной водой и в стакан с горячей водой. Учащиеся наблюдают, что завариваясь в горячей воде, чай окрашивает её бурым цветом, а в холодной воде этого не замечается. Объясните наблюдаемое явление.

Учащиеся выдвигают предположения. Затем учитель предлагает прочитать текст параграфа пункт «Диффузия в природе и технике»

Учитель: Сделайте вывод, как можно увеличить скорость протекания диффузии?

Ответ ученика: Увеличить скорость диффузии можно, если вещество нагреть, чтобы молекулы двигались быстрее (увеличить температуру вещества).

Прием «Тонкий вопрос-Толстый вопрос»

Тонкий вопрос

1.Как в физике называют явление взаимного перемешивания беспорядочно движущихся частиц соприкасающихся веществ? Как с латинского языка оно переводится.

2.Как ученые объясняют тот факт, что диффузия наблюдается и в газах, и в жидкостях, и в твердых телах?

3.Зависит ли скорость протекания диффузии от агрегатного состояния вещества и температуры тела.

4.Приведите примеры проявления диффузии в быту, в природе, в технике.

5.Так как же можно объяснить распространения аромата освежителя в классе?

Учащиеся делают вывод и записи в тетради.

Толстый вопрос

1.Если бросить в воду кристаллик марганцовки, то через некоторое время вокруг него образуется фиолетовое «облачко». Как объяснить данное явление? (Вещество, растворяясь, диффундирует в воде, окрашивая её фиолетовым цветом).

2.На праздники детские воздушные шарики наполняют гелием. Почему через некоторое время они теряют упругость, сморщиваются и перестают подниматься? (Гелий диффундирует через оболочку шара).

Учитель: На ваших столах лежат тексты. Я предлагаю вам поработать в группах, прочитать тексты и сделать соответствующие выводы.

Группа 1: «Диффузия в растительном мире»

Группа 2: «Роль диффузии в животном мире»

Группа 3: « Применение явления диффузии в промышленности»

Группа 4: «Вредные проявления диффузии »

Методические приемы критического мышления на стадии осмысления:

  1. Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы)
  1. Выборочное конспектирование
  2. Работа с текстом и таблицами
  3. Демонстрация и эксперимент

IV Стадия «Рефлексия»

На этом этапе урока решим задачи, используя изученный материал

.Задачи к уроку «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»

1 Большинство клопов, божьи коровки, некоторые листоеды используют для своей защиты резкие запахи. Запах клопов отвратительный, а божьи коровки выделяют желтую пахучую ядовитую жидкость. Объясните передачу запахов.

2 В качестве тонизирующих культур обычно употребляют чай, какао или кофе. Все они возделываются в тропиках. Родина чая – Китай, и в Европе он стал известен в 17 веке, но быстро приобрел широкую популярность, особенно после того, как его стали доставлять сюда на быстроходных трехмачтовых парусниках – чайных клиперах. Родина кофе – Африка, но в наши дни 2/3 его сбора дают страны Латинской Америки. Культура какао, напротив, родилась в Америке, но теперь основные ее производители находятся на Гвинейском побережье Африки. Чем объясняется быстрое распространение ароматов этих напитков?

3 Природные горючие газы не имеют запаха. Поэтому с целью быстрейшего обнаружения опасных скоплений газа в помещениях в него примешивают пахучее вещество – одорант. Объясните, почему достаточно всего несколько граммов одоранта на тысячи кубических метров газа, чтобы придать ему запах.

4. Почему для сварки металлических деталей необходимы их плотное соприкосновение и очень высокая температура?

5. Почему чернильные пятна легче удалить вскоре после того, как были пролиты чернила, и значительно труднее сделать это впоследствии?

6. Что общего между склеиванием деревянных изделий, сваркой металлов и их паянием?

7. Небольшая мягкотелая каракатица служит желанной добычей для более крупных обитателей моря. Однако на этот случай у каракатицы есть приспособление. Атаковавший ее хищник, скорее всего, схватит «чернильную бомбу» — облако густой темной краски, выбрасываемой из специального органа моллюска — чернильного мешка. Эти чернила – стойкая, ядовитая, невыцветающая краска использовалась в Европе как чернила для письма и краска для гравюр. Почему ядовитое чернильное пятно со временем растворяется?

Учитель: Ребята, подведем итоги урока. С этой целью я предлагаю вам написать синквейн на тему «Диффузия» (заслушиваются несколько учащихся).

А теперь вернемся к таблице ЗХУ. Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока? (работа с таблицей ЗХУ). Остались ли вопросы, на которые вы не получили ответа? А, может быть, появились новые вопросы? Если они появились, я предлагаю вам получить на них ответы из дополнительных источников информации.

Итог урока

Домашнее задание: написать эссе на тему «Диффузия»

Методические приемы критического мышления на стадии рефлексия:

1.Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).

2.Возврат к ключевым словам.

3.Возврат к перевернутым логическим цепочкам

4.Возврат к ЗХУ.

 

Категория: учителя | Просмотров: 321 | Добавил: asya | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
» Архив записей

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46

» Статистика
ученики [21]
домашние и творческие задания
учителя [91]
материалы для учителей информатики


Copyright MyCorp © 2024