Наше время требует воспитания человека, способного воспринимать ускоренное развитие техники, владеть компьютерными технологиями, оперативно анализировать информацию, быстро принимать нужные решения. Развитие критического мышления школьников, совершенствование умения мыслить, делать выводы должно стать одной из основных задач при обучении физике. На уроках физики для формирования умений ставить новые вопросы; анализировать информацию с позиции логики; принимать независимые продуманные решения; принимать обоснованные оценки; применять полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям; занять собственную позицию по обсуждаемому вопросу и обосновать ее; выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику, включаю элементы методики критического мышления на каждом уроке. Стараюсь, чтобы основные приемы и методы использовались регулярно, ведь основные условия успешности методики — это наличие проблемы, учет различных интересов учащихся, многообразие взаимодействий в процессе решения задачи и потребность в рефлексии.
В своей практике часто использую прием «Мозговой штурм», который помогает развитию коммуникативных умений задавать вопросы различных типов, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать выводы. На уроках физики мы применяли данный прием при обсуждении следующих вопросов:
–Как тело движется?
–Как происходит кипение жидкости?
–Что такое звук?
Еще применяю прием «Верные и неверные утверждения», который позволяет проверить знания фактического материала, оценить суждения и аргументировать свою позицию. Например, утверждение «внутри закрытой каюты корабля можно установить с помощью опыта, движется ли корабль равномерно и прямолинейно или стоит неподвижно» не верно.
Прием «Написание эссе» распространен при закреплении определенной темы.
В конце каждой изученной темы подвожу итог для конечного закрепления знаний, умений и навыков с помощью приема «Вывод». Вывод можно делать различными способами, я например, формулирую главную мысль одним предложением или дети составляют синквейн.
Пробовала прием «проб и ошибок», который заключается в переборе принципиально возможных вариантов решения проблемы, пока не будет достигнут искомый результат. Но занимает очень много времени.
Опыт учителей показывает, что развитие критического мышления в учебно-познавательной деятельности происходит дифференцированно: на одном уроке — в большей степени, на другом — в меньшей. Это зависит от целей и задач урока, степени критической насыщенности изучаемого материала, уместности использования предложенных выше приемов, субъективного опыта школьников.
Эта технология применима к урокам физики. Она помогла значительно повысить интерес учащихся к предмету, развить критическое мышление и повысить эффективность обучения.
|