Школьное образование искусственно сохраняет деление предметов на логические и творческие, что противоречит естественному развитию и потребностям ребенка. Создав интеграционное пространство, можно избежать этого, рассматривая разнообразные аспекты наук сквозь призму как логического, так и эмоционального восприятия. Выявив рассогласование между образовательной средой, которую создает педагог, и образовательным пространством, которое выстраивает учащийся, пришли к выводу о необходимости их гармонизации. Основными средствами и приемами в реализации интеграционного образовательного пространства, направленного на развитие творческой деятельности 1 учащегося, например, было создание блочно-модульного планирования, введение рейтинговой системы успеваемости, диалоговых форм занятий, рефлексии.
Интегрированное обучение способствует развитию научного стиля мышления учащихся; даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания; формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире; повышает качество знаний учащихся; повышает и развивает интерес учащихся к предметам; расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала; приобщает ребят к научно – исследовательской деятельности.
И все-таки мне кажется, что метод интеграции не решит полностью всех общеобразовательных проблем. Взять хотя бы экономические проблемы образования. В практической деятельности преподавателей может применяться как вертикальная интеграция (объединение в предмет материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разных уровнях сложности), так и горизонтальная интеграция (объединение сходного учебного материала в разных учебных предметах). Данная интеграция будет способствовать решению экономических проблем образования, т.к. освободится время и его можно использовать на других предметах или уменьшить срок обучения детей. Но, исходя из практики, большинство детей имеет краткосрочный тип памяти и спустя некоторое время они с трудом могут вспомнить пройденный материал. Поэтому все-таки целесообразно правильным будет периодически повторять ранее изученный материал по темам. Тут надо выбирать: или мы хотим получить образованного ребенка или уменьшить экономические затраты на обучение детей. А вот педагогические проблемы метод интеграции решает наиболее полным образом. Интеграция уроков математики с историей, астрономией, географией, экономикой, музыкой, биологией, физикой и другими учебными предметами позволяют многогранно, рассмотреть многие важные явления, связать уроки математики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира, дать детям заряд любознательности, творческой энергии. У ребят появляется возможность создать не только собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним. Преподавателю же интеграция предметов позволяет воспитывать у ребят охоту к целенаправленному преодолению трудностей на пути познания. Новые функции педагога главным образом определяются необходимостью чёткого представлять структуру учебной деятельности и свои действия на каждом этапе от возникновения замысла до полного его осуществления.
|