Сайт учителя информатики и технологии Близниченко А.В. Воскресенье, 05.05.2024, 15:22
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » Статьи » Уроки технологии » вышивка крестиком

Вышивка в стихах, песнях, пословицах,поговорках

Украинские народные
"Два кольори"

Як я малим збирався навесні

Піти у світ незнаними шляхами,

Сорочку мати вишила мені

Червоними і чорними нитками.

Приспів:

Два кольори мої, два кольори,

Оба на полотні, в душі моїй оба,

Два кольори мої, два кольори:

Червоне - то любов, а чорне - то журба.

Мене водило в безвісті життя,

Та я вертався на свої пороги,

Переплелись, як мамине шиття,

Мої сумні і радісні дороги.

Приспів:

Два кольори мої, два кольори,

Оба на полотні, в душі моїй оба,

Два кольори мої, два кольори:

Червоне - то любов, а чорне - то журба.

 

Мені війнула в очі сивина,

Та я нічого не везу додому,

Лиш горточок старого полотна

І вишите моє життя на ньому.

Приспів:

Два кольори мої, два кольори,

Оба на полотні, в душі моїй оба,

Два кольори мої, два кольори:

Червоне - то любов, а чорне - то журба.

Дмитро Павличка

Два кольори
Як я малим збирався навеснi
Пiти у свiт незнаними шляхами,-
Сорочку мати вишила менi червоними i чорними,
Червоними i чорними нитками.

Два кольори мої, два кольори,
Оба на полотнi, в душi моїй оба,
Два кольори мої, два кольори:
Червоне - то любов, а чорне - то журба.

Мене водило в безвiстi життя,
Та я вертався на свої пороги.
Переплелись, як мамине шиття,
Щасливi i сумнi мої, щасливi i сумнi мої дороги.

Менi вiйнула в очi сивина,
Та я нiчого не везу додому,
Лиш згорточок старого полотна
I вишите моє життя, і вишите моє життя на ньому

 

Малышко А. 

«Рiдна мати моя»


Рідна мати моя, ти ночей не доспала.
І водила мене у поля край села,
І в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала
І рушник вишиваний на щастя дала.
І в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала
І рушник вишиваний на щастя, на долю дала.
Хай на ньому цвіте росяниста доріжка,
І зелені луги, й солов'їні гаї,
І твоя незрадлива материнська ласкава усмішка,
І засмучені очі хороші твої.
Я візьму той рушник, простелю, наче долю,
В тихім шелесті трав, в щебетанні дібров.
І на тім рушничкові оживе все знайоме до болю,
І дитинство, й розлука, і вірна любов.
І на тім рушничкові оживе все знайоме до болю,
І дитинство, й розлука, й твоя материнська любов.

 

 

Евгения Краснова

МОИ ВЫШИВКИ-ДОЧУРКИ

Мои вышивки-дочурки
Под иглой родились юркой,

А потом и на просторы
Запросились они скоро.

Разлетаются по свету,
Чуть закончишь – их и нету!

Мастерство же я шлифую:
Вышиваю и вяжу я

Всем заказчикам на радость,
Мне же творчество – как сладость.

И пока я вышиваю –
Песни в вышивки вплетаю,

Вот откуда их сиянье,
Лёгкость и очарованье!

РАЗГОВОР С ВЫШИВАЛЬЩИЦЕЙ

- Стежок стежок ещё стежок…
Что проще может быть,
Когда в кресте наискосок
Укладываешь нить.

Но расцветают под иглой
Волшебные цветы!
Секрет у чуда есть? Какой?
О нём расскажешь ты?

- Сестрица, здесь секретов нет,
Но делай всё с душой,
И вышитый тобой букет
Задышит, как живой.

Росу и трепет в лепестках
Ты сможешь ощутить.
А чудо у тебя в руках:
Иголочка и нить!

14.10.10Г


МОИ УРОКИ ВЫШИВКИ В СТИХАХ

Теневая гладь.


Если мы хотим цветочки,
Как живые, вышивать,
То уместен будет очень
Способ «теневая гладь».

Сразу обратим вниманье:
Правильный подбор тонов –
Ключ к успеху в вышивании.
Принцип вышивки таков:

Пусть стежки ложатся ровно,
Покороче – подлинней,
Чтоб за светлыми удобно
Класть рядочки потемней.

Так от бледного к густому
Тону – плавный переход,
А местами – по-другому,
К светлому, наоборот.

Заполняясь постепенно,
И цветочки. И листы
Оживают. Несомненно
Гладь – Царица Красоты!

* * *
Сеточки.


Чтобы был узор воздушным,
Нежным, лёгким и нескучным
На поверхности большой,
Сетку сделаем с тобой.

Из конца, от края к краю
Нитка ляжет, заполняя
Контур вышивки. Потом
Закрепим её стежком.

По краям же цвет контрастный
Подчеркнёт у нас прекрасно
Сетки нежный полутон.
И узор наш завершён!

* * *
Рококо


Что за вышивка такая:
На иголку навиваю
Нитку в несколько витков.
Где мы встретим этот шов?

На изящных уголочках,
На сорочках и платочках
Тонок, нежен и красив
Узелков узор-мотив.

Впрочем, если нить большая,
Трикотаж им украшают:
Вышивается легко
И зовётся «рококо».


* * *
Художественная гладь


Листья и цветы в узоре –
Значит, гладь освоим вскоре,
Потому что как живой
С ней рисунок будет мой.

Даст иллюзию объёма
Переход от тона к тону,
Принцип вышивки таков:
Брать не меньше трёх тонов.

Направление стежочков –
Прямо к центру лепесточков,
Покороче – подлинней,
Светлый край, внутри темней.

В листике стежки по жилкам,
Сверху – яркие прожилки,
Тёмный цвет у стебельков,
И узор совсем готов!

* * *
Владимирский верхошов


«Рушничок с узором красным,
Где ты взял такую краску,
Чтобы радовался глаз?
Тайну ты открой для нас!»

«Краску почерпнул у лета:
Ярким солнышком согрета,
Одарила нас сполна
Красным цветом бузина!»

«И узор твой необычный:
Травки, бабочки и птички
Так и просятся на стол!
Где такое ты нашёл?»

«Во Владимире родился,
В вышивке распространился…
Впрочем, ясно и без слов:
Перед вами – верхошов!»

ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВЫШИВАНИЯ

Натянутый на пяльцах холст
Манит своею новизною,
Как будто говорит со мною,
Хоть с виду скромен он и прост.

Несёт в своей он чистоте
Цветы, иконы и картины,
Как в море, в нём живут глубины
И небеса на высоте.

Что буду здесь я вышивать?
Помилуй, Господи, направи
Меня, работу всю управи,
Чтоб радость ближним доставлять.

ВЫШИВАНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Среди хрустальной тишины,
Жемчужным светом окружая,
Мне наяву приходят сны:
Я Богоматерь вышиваю.

Гляжу в прекрасные глаза
И ни о чём просить не смею,
А лишь помочь и подсказать,
Ведь вышиваю, как умею…


ТА, ЧТО ВЫШИВАЛА Я

(Вышивание бисером иконы «Неувядаемый Цвет»)

Снова бисер золотится
Яркой горкой на столе,
И рядами вновь ложится,
Покорившийся игле.

Я опять ушла в работу,
И уже передо мной
На холсте я вижу что-то:
Контур нежно-голубой,

Постепенно расцветает
Всеми красками мой холст,
Он зовёт меня и манит,
Привязал к себе всерьёз.

Бисер матовый – основа,
А блестящий – звонкий блик,
Он и нимбам, и коронам
Придаёт последний штрих.

И теперь уже на пяльцах
Не отдельные места:
Всё слилось сплошной мозаикой,
И покрыло гладь холста.

Вставить лишь в киот - готово!
Жизнь её теперь своя…
Смотрит на меня икона,
Та, что вышивала я.


АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ. ВЫШИВАНИЕ ИКОНЫ.

Час поздний, земля погрузилась во тьму,
За вышивкой я, блещут бисера нити
В иконе, на ней будет Ангел Хранитель,
Я в сердце своём обращаюсь к нему.

Ах, Ангел Хранитель, прошу, помоги
Тому, для кого я сейчас вышиваю,
Молитву к тебе про себя повторяя,
От бед и напастей его сбереги!

Пусть горе обходит его стороной,
Пусть как о скалу разбиваются страсти,
Нападки глупцов и другие несчастья,
Храни его, Ангел, Заступник святой!

МАСТЕРИЦА

С работой-вышивкой для Храма
Присела мастерица шить,
Стежки легко ложились сами,
Блестела тоненькая нить.

Хотела к Празднику закончить
Парчовый новенький покров
И шила напролёт все ночи,
И пела тихо про любовь.

Слова к ней приходили сами,
Под стать покрову и шитью,
Стежки сплетались со словами,
Вели мелодию свою…

Ей Ангел помогал Хранитель,
Лучи небесные в покров
Внося, как искры, между нитей
В ряды сияющих стежков.

Мерцала звёздочка лампады
В Святом углу огнём живым…
Для счастья многого не надо:
Быть с Господом. Всегда быть с Ним!






Игумену Роману с бесконечной благодарностью и уважением

НА ПОРОГЕ ОСЕНИ...
(рушник с розовой вышивкой)

На пороге осени мы с теплом прощаемся,
На пороге осени хочется весны,
И тогда, как в сказке мы с прошлым вдруг встречаемся:
Лёгкие, весенние к нам приходят сны.

Сны такие светлые - о садах, мерцающих
В дымке бело-розовой... их не удержать!
Но в душе рождается бабочкой порхающей
Тёплое желание: сон свой вышивать.

Кружева широкие будут здесь удачными,
Чтоб изящным облаком окружить края,
Ниточки нежнейшие, розово-прозрачные,
Радостью наполнена вся душа моя!

Вышиваю бережно я весну прекрасную,
Чтоб, взглянув на вышивку, улыбнулись мы,
Окунаясь мысленно в царство света ясное
Хмурой тёмной осенью и среди зимы.




Этот рушник я вышила для Прихода св. вмч. Георгия Победоносца в городке Пучеж, что на берегу Волги. Настоятель этого Прихода - игумен Роман - настоящий подвижник, в тяжелейших условиях он пытается не только поднять Приход из бедности, но и построить Храм на месте старенького молельного дома.
Прочитать об этом Приходе можно на сайте: http://prihodu.narod.ru/
А всем, у кого появится желание поддержать Приход пожертвованием или молитвой - низкий поклон!


ВЫШИВАНИЕ ЗАКЛАДОК ДЛЯ ЕВАНГЕЛИЯ

Пяльца, ножницы большие,
За работой я опять.
Я в своей родной стихии –
Начинаю вышивать.

Под иглою проступают
Виноградные листы,
Сердце сладко замирает
В предвкушеньи красоты.

На атласной ленте гладкой
С бахромой и в жемчугах
Для Евангелия закладка
Возникает на глазах.

И какое ж это счастье:
Подарить ее друзьям,
Но еще в сто раз прекрасней –
Отнести в ближайший Храм!



ВЫШИВАНИЕ ПЛАЩАНИЦЫ

Пост Великий… Лампадки простые
Освещают иконы в углу,
Тени к ночи такие густые
Затаились в ковре на полу…

«Что Тебе принесу я, Спаситель,
Как любовь я смогу показать?»
Вопрошала, и вместе с молитвой
Плащаницу бралась вышивать.

Вся душа трепетала, дрожала,
Рук движения были легки,
На дыханье одном вышивала,
И ложились друг к другу стежки…

…Жемчуг-слёзы окутал, как саван,
Как последнее – эхом – «Прости!»
Тишина гробовая, и Ангел
Тоже здесь, тоже в скорби, грустит…

Вот и всё… Плащаница готова…
А на сердце как плач или стон
Повторяется снова и снова:
Было - не было, явь или сон?




* * *

Два цветочка, три листочка –
Вот и композиция.
Я в рисунке самоучка,
Вышиваю лучше я.

Переход от тона к тону
Разукрасит вышивку.
Незаметен будет промах
В проработке листика.

Получается нарядно,
Просто глаз не оторвать.
Вот теперь уже все складно,
Можно нитку закреплять.

Положу работу в ящик,
А потом, достав опять,
Удивлюсь: как все удачно,
Можно в рамочку вставлять!

(когда мучалась, составляя рисунок вышивки к Троице)



РУШНИК С КРАСНЫМ УЗОРОМ

Ковром пушистым снежным
Зима укрыла нежно
Поля, леса, сады.
Рушник я вышивала,
И в глади оживало
И лето, и цветы.

Всё утро лучик солнца
Светил ко мне в оконце
На пяльца на столе
И вспыхивал так чисто,
Задорно и лучисто
На тоненькой игле.

Поймать его сиянье
И передать на ткани,
Добавить в свой узор –
Забаву доставляло,
Но вместе с тем давало
Для творчества простор.

От ярких светлых пятен
Чарующе-приятен
Уход в густую тень…
И пусть рушник готовый
Напомнит всем нам снова
Морозный зимний день.



РУШНИК С ГОЛУБЫМ УЗОРОМ

День морозный, ясный, в небе синева,
Веточки березки - словно кружева.

Сад, укрытый снегом, весь в волшебном сне,
Звёздами сияет иней на окне.

В бесконечной дали тёмно-синий лес
Отделил полоской землю от небес.

Как бы воплотить мне давнюю мечту:
Удержать, запомнить эту красоту?

И о ней расскажет рушничок с каймой –
Праздничный, нарядный, снежно-голубой.



БЕЛАЯ ГЛАДЬ

Белым по белому… Белая гладь.
Как же приятно её вышивать!

Словно узоры на зимнем стекле,
Нитки ложатся, покорны игле -


Весело, празднично. Радостно мне:
Вышивка спорится на полотне.

Будет уж скоро готов рушничок.
А для кого? Мне пока невдомёк.


ОСЕНЬ

Золотой иглою
Осень вышивала
На холсте из листьев
Травам покрывало.

Я залюбовалась
Я смотрела долго
Как в листве мелькает
Ловкая иголка.

Дай мне вдохновенье,
Дай мне, осень, силы
На холсте обычном
Вышивать картины.

ЮЛЕНЬКЕ

В вышивании и строчке
Этот способ знают все:
Посвящать свои стежочки
Тем, кто болен и в беде.

Я сегодня за закладку
Для Евангелия берусь,
В пяльцах вышиваю гладью
И за Юленьку молюсь.

«Боже, сохрани, помилуй,
Не оставь ее в беде,
Чтобы к ней вернулись силы,
Не болело чтоб нигде!»

Вот листочки небольшие,
Стебельки – из-под иглы…
«Помогите, все Святые,
Божия Матерь, помоги!»

Так молитва за молитвой
Тянутся, как одна нить,
И в рисунок мой нехитрый
Меж стежков они вплелись.

Окт.2006г



У РУЧЕЙКА КОГДА-ТО, В СТАРОМ ПАРКЕ…
(ЦАРИЦЫНО)

У ручейка когда-то, в старом парке
Я продавала вышивки свои:
Под деревом на мягкой летней травке
На вышивках цвели мои цветы.

Вы там гуляли, проходя лениво,
Задерживались Вы, чтобы взглянуть,
Повосхищаться: как же всё красиво!
И похвалив, свай продолжали путь.

Но иногда Вы всё же покупали…
Была безмерно благодарна я.
Вы ж покупая, думали едва ли,
Как поддержали «даму у ручья».

Наш старый парк теперь не тот, что прежде,
Но вышивки готовы, как всегда,
И снова я смотрю на Вас с надеждой:
Для Вас я вышиваю, господа!



РУКОДЕЛЬНИЦЫ

Простой крючок из стали
И нитки – раз и два! –
Нужны, чтоб возникали
Ажуры-кружева.

Подвластны все узоры
Крючку или игле:
Так делали уборы
И раньше на земле.

Приданое невеста
И шила, и плела,
Работали с ней вместе
Крючочек да игла.

Ну а потом с терпением
Учила дочек мать
Хранить своё умение,
Чтоб дальше передать.

Так ниточкой волшебной
Связала, как могла,
Все наши поколения
Обычная мгла.

Те связи не прервутся
И с ниткой той сейчас
И в мой узор вплетутся,
Чтоб радовать Вам глаз.


8.02.09г

АЖУРЫ-КРУЖЕВА

Снег пушистый! Когда же он ляжет?
Взгляд по свежести зимней тоскует,
И предчувствуя пОру иную,
Под рукой вдруг сверкнёт белым пряжа,

Чтоб вязались из ниток снежинки,
Все в ажурах и тоненьких сетках –
Словно иней, упавший на ветки,
На кусты и на крошки-травинки.

А пока я мороз поджидаю,
Весь мой дом, как снегами, украшен
Вереницей салфеток, и даже
К рушникам кружева подбираю…

…Наконец-то снежинки порхают!
Их разносит волшебница-вьюга.
И салфетки мои друг за другом
К моим добрым друзьям улетают.




КОГДА БУРИ ЖИТЕЙСКИЕ…

Когда бури житейские встанут стеной
И сквозь них не пройти, не прорваться,
То спасательный круг вдруг мелькнет над волной:
Это с вышивкой старые пяльца.

Я бросаюсь туда, утопая в беде,
За соломинку тщетно хватаюсь –
Но исчезла соломинка прямо в руке,
В ней иголочка с ниткой остались.

Как слепая, я делаю первый стежок,
А в глазах все плывет и двоится…
… Я как будто в ладье и лечу на восток
(Или все это только мне снится?)

Ткань натянута в пяльцах, как парус тугой,
Гордый паруса, наполненный ветром,
Беды все позади, далеко за кормой,
И несусь я навстречу рассвету.

Первый солнечный луч золотит облака,
Вместо бури – с барашками волны,
И от них отражается свет… нет не так –
Мой узор этим светом наполнен!

Вышивание – древних славян ремесло,
И душею я в нем растворяюсь,
И становится снова на сердце тепло,
Когда пялец привычно касаюсь.

АЖУРНАЯ САЛФЕТКА

Закат ещё погаснуть не успел,
А в лёгком облачке уже луна вставала,
И свет её струился величаво,
Кольцом жемчужно-золотым блестел.

Луной я любовалась из окна,
Стараясь в сердце сохранить узоры,
Которые вокруг менялись скоро,
Как будто бы играла в них луна

И протянула мне свой тонкий луч!
Его, шутя, вплела я в рукоделье,
Чтоб заискрился там своим весельем,
Сверкал наряден, светел и летуч.

И вот готово: полная луна
В моей салфетке в центре засветилась,
Сияние вкруг неё разлилось –
Как в эту ночь предстала мне она.


СШИТЬ ПОКРОВ…

Это счастье иль работа?
Предстоит мне стать портнихой,
И парчовой позолотой
Засиял мой домик тихий.

Реки ткани расплескались
Половодьем необъятным,
Из блестящих мягких далей
Нет теперь пути обратно.

Сшить Покров – в моих ли силах?
Хватит опыта, уменья?
«Боже, сжалься и помилуй!»
Повторяю я в смятении.

Ножницы – как пасть у львицы,
Быть не может по-другому…
Как бы мне не ошибиться,
Не отрезать по косому.

От «короны» до «цветочка»
Пролегает долевая.
Кисти – их на уголочки,
А края я подшиваю.

Лишь иголка мне подруга,
С ней умею обращаться,
И рубец теперь по кругу
Бахромой стал закрываться.

Так, к исходу дня шестого –
Уж не чудо ли свершилось:
Предо мной Покров… готовый!
Неужели получилось?!


МИР КРАСКАМИ НЕ СМОГ БЕЗ НАС СИЯТЬ!

……………………………Елене Олейниковой с пожеланием удачи

Сестрицы по изящному искусству,
Подруги по уменью вышивать!
В свои работы вкладывая чувства,
Готовы их другим передавать.

И быт, и жизнь всемерно украшая,
В душе вы поэтессы, как и я,
Мы, рукодельницы, все как семья большая,
Сплочённая и дружная семья.

Так пусть удача нас не оставляет,
Пусть будут нам подвластны бисер, гладь.
Мы – рукодельницы! И ясно понимаем:
Мир красками не смог без нас сиять!


РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ


Я пишу эти скромные строчки,
Только сердце поёт о другом:
Мне из пряжи пушистой клубочки,
Как котята, наполнили дом.

Я вяжу из них крошки-пинетки,
Распашонки, чепцы с бахромой,
Пусть не мёрзнут любимые детки
Наступающей долгой зимой.

Будут греть малышей и носочки,
Ножки мягко окутав теплом…
А пока что – цветные клубочки
Нежным счастьем наполнили дом.

15.11.10г

Рушник вишиванка

В рушник вишиванку нитками щоденно,
Хрестиком Божим наношу узори
І днями-ночами, завжди повсякденно,
Із мого життя малюються твори.

На білій тканині три квіточки милі,
Так різні по віку, по крові одні,
По переду далі і дійсності хвилі…
Одна там, де небо, а дві – на землі

Ось та, що на небі, із Ангелом Божим,
Сонечком світить для тих, що є дві,
В нещасті чи в холод і ранком погожим
Молитва її поряд з нами всі дні.

Ростуть, підростають дві квітки, що в полі,
Напоєні хлібом молитви-дощу.
Хрестиком вишиті три різні ці долі
На білій тканині… За всіх вас прошу:

Міцного коріння і духу від Бога,
Як Ангели неба пройти все життя,
Рушник-вишиванка, ця чиста дорога,
Щоб знати не знала ні бруду-сміття.

Рушник-вишиванка, початок від мами,
Схиляю голівку, уклін до землі,
Квіточки ніжні, надалі ви самі
Хрестиком Божим щастя даруйте душі.

Я сладко изнемог от тишины и снов,
От скуки медленной и песен неумелых,
Мне любы петухи на полотенцах белых
И копоть древняя суровых образов.
Под жаркий шорох мух проходит день за днем,
Благочестивейшим исполненный смиреньем,
Бормочет перепел под низким потолком,
Да пахнет в праздники малиновым вареньем.
А по ночам томит гусиный нежный пух,
Лампада душная мучительно мигает,
И, шею вытянув, протяжно запевает
На полотенце вышитый петух.
Так мне, о господи, ты скромный дал приют,
Под кровом благостным, не знающим волненья,
Где дни тяжелые, как с ложечки варенье,
Густыми каплями текут, текут, текут.

Эдуард Багрицкий

http://www.liveinternet.ru/users/veilchen/post129633752/

1.      Лында А.С. Методика трудового обучения. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1977.

Методика трудового обучения: Обслуживающий труд / Под ред. Л.В. Мельниковой. – М.: Просвещение, 1985.
Методика трудового обучения с практикумом: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Д.А.Тхоржевского. – М.: Просвещение, 1987.
Основы методики трудового и профессионального обучения. / Под ред. В.А. Полякова. – М.: Просвещение, 1987.
 
Про символы:
Виноград - плодовитость, багатство, божий знак
Калина - женская красота, здоровье, верность, надежда, возрождение, жизненная стойкость и сила, на Украине ветку калины дарит тайно невеста жениху как знак согласия на свадьбу
Роза - любовь, милосердие
Мальва (рожа) - не знаю как точно она в России называется... девичья красота, целомудрие, юность, символ девичества
Петух (в основном красный) - символ счастья багатства, мужского здоровья
Голубь, горлица - любовь, верность, брак, семья
Мак - расцвет женской красоты, багатство, лето
Барвынок - красота, молодость, душевная привзанность, свидание, сватание, заручини
Хмель (шишки хмеля) - часто вышивают, что означает не знаю, но вышивают - значит можно
Дерево жизни - очень сильный символ - его говорят супер на свадьбу вишивать, означает продолжение рода, детей, семейное счастье, благополучие родных, побда добра, тожество жизни, связь поколений, семейные традиции и т.д.
Вышивают слова "на счастье" "на долю"...но ПОД основным рисунком!

Еще говорят такое:
свадебный рушник можно на полный месяц и в яркие звезды розстелить на траве - что бы жизнь была ясной-яркой как звезды и луна как символ женской плодовитости и на солнце высушить - что бы жизнь светлой и багатой была
перед вышивнием помыть руки - что бы "нехорошие мысли смыть"
само лучше для вишивки (по сакральной силе) шерстяные и шелковые нити, чуть хуже хлопоковык (т.е.растительные), совсем не годятся акрил - жизнь исскуственной будет
Начинать рукоделие лучше всего с утра в четверг, нельзя во время вишивки ругаться, думать про плохое
Мелкие неаккуратности не исправляют и не выпарывают, что бы в судьбу неразбериху не внести, мол жизнь разнообразна и не может быть идеальна
Рисунок с двух краев рушника практически одинаковый (см. ниже) что бы гармония между духовным и материальным миром была
Середина обязательно пустая - что бы жизненная дорога легкой и просторной была, говорят через эту белую середину Божий свет и сила проходит
Обязательно стараться аккуратно изнанку делать (особенно перекрещивать нити плохо), что бы сплетен о семье не было, что бы чужие люди не обсуждали и в личную жизнь не вмешивались
При вставании на рушник надо что бы невеста стояла на левом краю (тот край который вышивается вторым). И хотя узор одинвков с двух краев, надо обязательно как нибудь левый край пометить, что бы не перпутать. А жених соот-но на правом. Между ними - чистое полотнище - чистая дорога жизни.

Рушник под ноги молодым.
Этот рушник самый главный рушник на свадьбе. Именно этот рушник влияет на то, как сложится дальнейшая жизнь молодоженов. На нем нельзя вышивать пару птиц, символизирующую жениха и невесту, пожелание "на счастье", цветы или кольца. Когда молодые стоят на таком рушнике, затопчут все, что могло быть хорошего в их жизни. Самый оптимальный вариант вышивки - геометрический орнамент.

Этот рушник должен быть обязательно вышит самой невестой. При вышивании нужно сделать 10 различий на концах рушника (на мужской и женской стороне). Сторону, которую вышивают первой, следует считать мужской, она вышивается с большим желанием, поэтому и заряд у нее будет положительный (все идет от основ жизни - в этом вековая мудрость).
Если девушка начала вышивать рушник, нельзя чтобы ей помогали мать или сестра - зятя отошьют (отвадят).
Рушник под каравай, хлеб-соль - самый не ограниченный в выборе узора.
Именно на этом рушнике вышивают пару птиц, целующихся клювиками, пожелания, деревья рода и море цветов, чтобы жизнь молодых была усыпана счастьем, радостью и цветами.
Рушник связывать руки.
Раньше использовали чисто белый (можно вышитый белым), чтобы жизнь была безоблачной, или вышитый только красными нитками - на радость.
Рушник в красный угол.
Обычно его украшали вышивкой с переплетениями калины и дуба.

Золотые правила.
Нельзя украшать рушник мережками - жизнь будет дырявой.
Нельзя вышивать свадебные рушники ночью - в это время суток вышивают только магические вещи.
Вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон - лицевая сторона для людей, изнаночная - для Бога.
Рушник - это дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину рушника никаких кружев или тесемок - этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался).
На свадебных рушниках вышивают пары таких птиц, как сокол, индюк, павлин, петух и курица. Не вышивают кукушек - вдовий символ, соловьев - символ неженатых парней (чтобы муж не изменял).
Все размеры рушника (ширина, длина) должны делиться на семь.
Вышивкой должна быть заполнена ? каждой половины рушника.
Центр рушника обязательно должен оставаться пустым, без вышивки - Божье место. Становясь на рушник, молодые получают благословение свыше.
После свадьбы рушники хранятся в семье молодых, как символ счастливой семейной жизни в скрученном в трубочку виде, чтобы всякая нечисть по кругу походила и поняла, что здесь ей нечего делать.
Свадебные рушники, особенно под ноги, используют один раз! В случае очень счастливой семейной жизни в наследство передают только узор, а рушник вышивается новый.
Рушники не берут напрокат - вы же судьбу не берете напрокат.
Ромбы
Самым распространенным орнаментом украинской вышивки был геометрический орнамент, главные элементы которого составляли "ромбики с загогулинками". Они, по древним славянским поверьям, воплощали богиню земли, служили добрым охранным символом, который приносит счастье и покровительствует плодородию. Именно наличие последнего значения объясняет широкое распространение этого оберегового орнамента в обрядовой одежде, прежде всего, женской. Вышивка с такими знаками в женской одежде располагалась на головных уборах, груди и наплечнике, в мужской - на наплечнике, а также рукавах и подоле сорочки-вышиванки
Вода и Солнце
Вся украинская вышивка обозначена знаками Воды и Солнца. Солнце часто изображается восьмиугольной розеткой или цветком, а знак Воды напоминает свернувшегося ужа. Две стихии, которые создали земную жизнь, а потому их надо понимать как водную материнскую и солнечную отцовскую энергии
Материнский символ
Главным символом на рушнике является символ Матери, в основе которого 8-конечная звезда, как говорилось ранее. Обрамляет этот символ стилизованная гирлянда из цветов, что символизируем величие матери, ее особую роль в продолжении жизни. Наличие в рисунке желтого и голубого цветов нитей говорит об украинских корнях данной вышивки
Дуб
Дуб - священное дерево, которое воплощало Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни. Следовательно, парубки и молодые мужчины всегда имели при себе волшебный оберег животворящей силы своего рода.
Листья хмеля
Листья хмеля можно отнести к молодежной символике. Кроме центральной Украины, узор распространен на Подолье. Хмель близок к символике воды и винограда, потому что несет в себе знак развития, молодого буйства и любви. Можно сказать, что узор хмеля - это свадебная символика. Народная песня подсказывает, что "виться" - для парубка обозначает быть готовым к браку, так как для девушки идти замуж - это "пучечки вязать".
Лилии
В легендах цветок лилии - это символ девичьего очарования, чистоты и невинности. Если хорошо присмотреться к контуру геометрического узора, то вырисуется силуэт пары птиц - знак любви. Кроме цветка, неотъемлемой частью орнамента был листок и бутон, которые составляют неразрывную композицию тройственности. В лилии заложено рождение, развитие и бесконечность жизни. Иногда над цветком вышивают капли росы, которые означают оплодотворение. Лилия - женский символ, сама суть энергии влаги. Это подтверждает и древнее название цветка - крин. Сравним это название с украинским словом "криница" - колодец.
Роза
Старое название розы, ружа, созвучно древнему названию Солнца - Ра. Кроме того, есть и староукраинское название крови - руда. Узоры с розами складывались по законам растительного орнамента, что обозначало бесконечное солнечное движение с вечным возрождением. Там, где розы сложены в систему геометрического узора, эти растения не просто цветы - это цветы-звезды, которые воплощали представление народа о Вселенной как о системе.
Калина
Калина - дерево украинского рода. Когда-то в древние времена она связывалась с рождением Вселенной, огненной троицы: Солнца, Луны и Звезды. Потому и получила калина такое имя от старославянского названия Солнца - Коло. А поскольку ягоды калины красного цвета, то и стали они символом крови и бессмертного рода. Именно потому все свадебные рушники, девичьи и даже мужские сорочки тяжелеют могучими гроздьями калины.
Мак
С древних времен в Украине святили мак и им обсеивали людей и скот, потому что верили, что мак имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла. Также верили, что весной поле после битвы покрывается маками. Нежный и трепетный цветок несет в себе незабвенную память рода. Девушки, в семье которых был погибший, с любовью и тоской вышивали узоры мака на сорочках, а на головы надевали веночки из семи маков, обещая этим ритуалом сберечь и продолжить свой род.
__________________

Вазон и Берегиня
Этническим обереговым знаком украинцев служила и вышивка, орнамент которой составляли вазон (большие ветки с цветами и птицами) и Берегиня (стилизованная женская фигура или загадочный могучий цветок). Они, как правило, вышивались нитками красного цвета, который символизировал очистительный огонь и солнце и был связан с охранной магией, оберегом, очищением и лечением.
Виноград
Символика винограда раскрывает радость и красоту сотворения семьи. Сад-виноград - это жизненная нива, на которой муж - сеятель, а жена обязана растить и ухаживать за родословным деревом. Мотив винограда виден на женских и мужских сорочках Киевщины, Полтавы. В Чернигове виноград вьется на семейных рушниках.
 
[Описание: null] Берегиня
Берегиня – это важный символ, который встречается во многих орнаментах вышивки. Ее создал народ загадочным, многоликим и могучим цветком, который символизирует материнскую силу. Она – сама Мать-природа, которая представляет собой сотворение и защиту мира, а также вечное обновление и гармонию жизни. Берегиня символизирует также Дерево жизни (порой оно изображалось в виде букета или вазона), являющегося соединением трех миров и символом гармонии вселенной. Мировое дерево означает также бесконечность жизни, непрерывность рода, каждая его новая ветка – это зарождение новой семьи, поэтому оно – неотъемлемый элемент свадебного рушника. На средних и верхних ветках дерева могли изображаться птицы – представители верхнего мира, символы вечности, бессмертной души и божественного присутствия.

 


Виноград [Описание: null]

Виноград наделен в народной культуре признаками святости: сад-виноград - это жизненная нива, на которой муж - сеятель, а жена должна растить и ухаживать за родословным деревом. Потому часто виноград вьется на семейных рушниках. Виноград считается символом плодородия. Из виноградной лозы изготовляли свадебные венки, ею украшали свадебные хлеба. Невесту обсыпали сушеным виноградом, орехами и зерном, чтобы у нее были дети. На Купала в огонь бросали лозу: кто перескочит через нее, у того скорая свадьба. Ветки винограда святили в Вербное воскресенье; из них делали лозинки для ритуального битья, которое, по поверью, приносило счастье, удачу и плодовитость скота.

По давней легенде, человек спасся от потопа, поднявшись по лозе, которая выросла до неба. Другая легенда связывает виноград с именем Ноя, который посадил первую лозу.






[Описание: null] Голубь
В народных представлениях голубь – святая, жертвенная, «божья птица» (подобно ласточке, жаворонку, соловью), символ чистоты, очищения, а также свадебно-ритуальных обрядов. 

Представление о голубе как о святой птице восходит к христианской традиции: в виде голубя Св. Дух сошел с небес во время крещения Иисуса. Библейский сюжет – источник легенды о голубе, возвестившем Ною о конце потопа. В древних колядках рассказывается, как священные голуби помогают Всевышнему создавать мир. 

Как символ добра и кротости голубь противостоит хищным, черным птицам и нечистым животным (змее, козе). Характерны запреты убивать голубя, чинить ему вред и употреблять в пищу. 

Голубь часто выступает как воплощение души. Считалось, что облик голубей, особенно белых, принимают добрые души, а облик черных воронов и ворон – злые.

Любовно-брачная символика голубя представлена в поверьях, в магии, в свадебных обрядах и песнях. Фигурками голубя украшали каравай. Воркующие голубь с голубкой – символ влюбленных. Широко распространены они и в качестве поэтических образов жениха и невесты в свадебных песнях. Считалось, что в доме, где водятся голуби, будут счастье и удача и не будет пожара. Два голубя – символ любви, творчества.
 
Дуб

Дуб - это священное дерево, воплощение Мирового дерева-прадуба, растущего в раю или соединяющего миры. Он является мировой осью, центром вселенной. Это также дерево бога грома и молнии Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни. Дуб почитают за мощность, красоту, долговечность. В старину его рубили только с позволения волхвов. 

Считалось, что в дубе живут души храбрых воинов и у него самая могучая власть над злыми силами. Он оберегает человека от всяких напастей, от злого чародейства. Путешественники оставляли возле дуба свои посохи, обеспечивая себе благополучный путь.

Существует много упоминаний о поклонении предков священным дубам. Именно дубовые рощи считались любимым местопребыванием богов, а под старыми дубами совершали жертвоприношения.

[Описание: null]
Калина [Описание: null]

Калина, как и дуб, есть воплощение силы и красоты, но силы необычной, а красоты бессмертной. Когда-то калина связывалась с рождением Вселенной и огненной троицы: Солнца, Луны и Звезды, а ее имя происходит от староукраинского названия Солнца – "Коло". Красные ягоды калины – это символ крови и бессмертного рода, огня и солнца. Именно поэтому все свадебные рушники, девичьи и даже мужские сорочки заполнены гроздьями калины. Можно выстроить семантическую цепь: калина – кровь – рождение – бессмертие. Калина часто играет роль мирового дерева, на вершине которого сидят птицы, клюющие ягоды. Они приносят людям вести. А само дерево связывает мир живых и мир мертвых. Калина – символ духовной жизни женщины: ее девичество, любовь и красота, замужество, радость и горе. Через калиновый мост, эту заповедную границу, должна пройти каждая девушка, так как на той стороне живут три неразлучные сестры: Вера, Надежда и Любовь. Цветами калины украшают наряд невесты и каравай, а ее красные гроздья вплетают девушки в венки на празднике обжинков.
[Описание: null] Кукушка
Кукушка – одна из наиболее «мифических» птиц. Кукушка-гадалка извещает о весне и пророчит человеку, насколько долгой будет его жизнь. Считалось, что если весной человек услышит кукушку и имеет при себе деньги, то ему будет везти весь год. 

Символика кукушки связана прежде всего со смертью и потусторонним миром. Согласно поверьям, именно у кукушки находятся ключи от вырия – места, куда на зиму улетают птицы. Она открывает его птицам, когда они вылетают весной на землю, и закрывает, когда те возвращаются на зиму в царство мертвых.

На рушниках кукушек чаще всего вышивают на ветке калины, что символизирует продолжение рода.


[Описание: null] Ласточка
Ласточка – «чистая птица», наделенная женской символикой. Она приносит на своих крыльях радость-весну. Считалось, что там, где поселится ласточка, непременно будет счастье, так как, кроме весны, она приносит из «вырия» любовь молодежи, приплод скоту. В одной из щедривок ласточка – это Богородица. Часто она служит символом женщины и особенно матери. 

По поверью, ласточка, которая влетает в дом, где недавно был покойник, – это душа умершего.

Ласточка – верная спутница человеческого жилья, она всегда несет добрую весть. Существовало поверье, что там, где ласточка совьет гнездо, будет счастье, так как она ассоциировалась с достатком и благополучием.

 


[Описание: null] Лилия
Цветок лилии хранит в себе тайну жизни. Кроме цветка, неотъемлемой частью орнамента вышивок был листок и бутон, составляющие неразрывную композицию тройственности. Так в лилии было заложено рождение, развитие и бесконечность жизни. Иногда над цветком вышивают капли росы, означающие оплодотворение. 

Лилия всегда связывалась с водой, древнее название цветка – крин, что имеет один корень с «криницей», потому именно лилия стала одним из главных женских символов. 

Лилия – символ девичьего очарования, чистоты, красоты и невинности. Лилию, по легенде, породили Мать-Земля с богиней воды Даной. Лилия – любимый цветок русалок. Корневищу растения приписывалась способность хранить людей, которые идут в чужие земли. Его вкладывали в ладанку и носили возле сердца как амулет. Лилия также считалась оберегом от недугов. Высушенные корневища подвешивали возле больных. С водяными лилиями обходили пастбища, чтобы уберечь скот.
[Описание: null] Мак
С древних времен мак святили и им обсеивали людей и скот, веря, что он имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла. Мак, освященный на Маковея, имеет волшебное свойство оберегать от злых сил. Есть и другое объяснение семантики этого растения – в нем заложена память рода. Считалось, что красный цветок мака прорастает на месте убитого человека из капли его крови. Существовало поверье, что весной поле после битвы покрывается маками. Таким образом, нежный и трепетный цветок несет в себе незабвенную память рода, символизирует связь с миром предков, бессмертие. Поэтому мак использовался при вышивке покутных рушников.

Красный мак означает красоту, молодость и их скоротечность. Венок из красных маков – символ женской чистоты, его сравнивают с белым светом. С цветущим маком сравнивают и юношу-молодца.
[Описание: null] Павлин
Павлин (пава) за красоту своих перьев стал символом расцвета, молодости. Про стройную, красиво одетую девушку говорят: «Будто пава плывет». Павлиньи перья использовали для украшения головного убора.

Павлины всегда рассаживаются на свадебных рушниках и в основном имеют над собой божье благословение – венец или венок. Павлин – это жар-птица, которая несет в себе солнечную энергию развития, поэтому он – птица семейного счастья. Не зря девушки иногда вплетали в свадебный венок перья павлина. Свадебную пару также символизируют соколы, голуби, петухи. Характерным признаком свадебного рушника является расположение птиц друг к другу головками. Они либо держат в клюве ягодку калины, либо сидят в основании дерева – символе новой семьи.
Роза

Роза – любимый цветок украинцев, ее бережно лелеяли под окнами хаты и вышивали на рубашках и рушниках, ведь это растение напоминает собой Солнце. Даже в слове ружа (старинное название розы) можно найти древнее название Солнца - Ра. А староукраинское название крови - руда, потому роза также символизирует огненную кровь.

Роза – цветок богини любви Лады и ее дочки – богини весны Лели. «Царь-цветок» является символом доброжелательности и достатка, а красная роза – символ девичьей красоты и чистоты. 

Узоры с розами складывались по законам растительного орнамента, что обозначало бесконечное солнечное движение с вечным возрождением. Там, где розы сложены в систему геометрического узора, эти растения - не просто цветы - это цветы-звезды, связанные между собой, которые воплощают представление человека о Вселенной как о гармоничной системе.

[Описание: null] Хмель
Узоры, которые напоминают листья хмеля, можно отнести к молодежной символике. "Хмель" очень близкий к символике воды и винограда, он несет в себе знак развития, молодого буйства, плодородия и любви. С давних времен сохранился обычай: когда молодая идет на венчание, мать обсыпает ее хмелем. Потому обычно узор хмеля относится к свадебной символике и встречается чаще всего на свадебных рушниках и сорочках. 

Хмель, как и другие ползучие растения (горох, фасоль), является символом войны, храбрости и отваги, гибкости и ума.
 

 

Рушники

Чтобы свадебный рушник «сработал», его надо правильно вышить, а потом каждому стать на свой конец!
ПЕРВОЕ правило, которое должна соблюдать девушка, решившая вышить себе рушник — сделать это так, чтобы обе стороны рушника — лицевая и изнаночная — были идентичны. Ведь лицевая сторона — для людей, а изнаночная — для Бога. На первой — наши действия, а на второй — мысли, и они должны совпадать. Если же с изнаночной стороны нитки перепутаны и торчат узлы, то и жизнь у такой пары будет красивой только для людей.
Во-вторых, у вас должны быть чистые мысли и чистое тело: девушки постились перед тем, как начать вышивать свадебный рушник (из пальцев должна исходить позитивная энергия).
В-третьих, в доме должна быть тишина и покой.
В-четвертых, надо загодя приготовить нитки, иголки (их количество должно отвечать количеству цветов), ножницы, пяльцы, если надо. Говорят, иголки, купленные в понедельник — счастливые.
Свадебный рушник хорошо начинать в четверг, в день верховного божества, помолившись на рассвете (настроившись на нужный лад). Вышивать — при растущем солнце: чтобы зашитая в рушник энергия тоже росла. Ни в коем случае нельзя сидеть спиной к окну. Теми же иголками, которыми начали, вы должны и закончить вышивать рушник. Плохо, когда они теряются.
Традиционный мотив свадебного рушника — древо жизни, рода. Оно очень напоминает женщину, роженицу-Оранту: руки — верхние ветви возведены кверху, ноги —нижние ветви расставлены. Древо — это женщина, которая выйдя замуж, призвана привести новую жизнь в этот мир и продолжить род. Как правило, оно вырастает из какого-то горшка (символ плодородного чрева), часто — из гриба (фаллический символ). Это — первопредок: чем больше почтения к нему, тем счастливее род. А цветы на древе (вышивают, как правило, вверху) — это живые члены рода. Рядом с ними — птицы (духи, призванные охранять этот род).
К слову, вышивать нужно только тот рисунок, который пришелся по душе. В этом случае он попадает в резонанс с вашей энергией. Кому-то импонируют мелкие густые зубчики, а кому-то — мягкая широкая волна. Но лучше всего, если в семье сохранился рушник прабабушки, прожившей с прадедом долгую и счастливую жизнь. Его и нужно взять за образец.
Сегодня в селах вышивают два свадебных рушника (но очень редко). Один — для церкви и рагса, на него молодые встанут перед глазами всех гостей и «на камеру». Второй — для родительского благословения. Очень важно, чтобы этот второй девушка вышила сама.
Когда молодые стают на рушник — это кульминация свадебного обряда, длящегося целую неделю. На рушник становились на рассвете в воскресенье — в день Солнца (никак нельзя это делать в субботу — это день Сатурна, планеты смерти).
А получали благословение молодые от своих родителей. Они заводят их по простеленному полотну на покуть, к семейному столу. За ними в хату никто не входит — старшие дружки не пускают. В хате должна находиться Троица — отец (представляет Бога-творца), мать (Богородицу-Роженицу), а молодая пара — сын (они теперь две половинки единого целого).
Мать простилает им рушник, а молодые становятся на него коленями (а не обутыми, как принято нынче). Очень важно каждому стать на свой конец: ему — на плюс, ей — на минус. Только так проходит адекватный обмен благодатной энергией. Как это определить? Тот конец, который девушка начинала вышивать первым, заряжен позитивно, тот, что вторым — имеет заряд минус. Это даже внешне проявляется в том, что сначала девушка вышивала с удовольствием, а потом повторяла этот же рисунок уже не с таким воодушевлением. Чтобы не забыть, где чей конец, девушка ставила на концах рушника метки (где звездочка другим цветом вышита, где использованы мотивы парных и непарных чисел: две или четыре звездочки вышивались на женском конце, три или пять — на мужском).
Когда молодые стали коленями на рушник, отец (а затем мать) благословляет их сложенными в единое целое двумя половинками хлеба, обернутыми другим рушником.
И напоследок. Если вы становитесь на рушник в ЗАГСе или в церкви, следите, чтобы на ваш рушник ненароком никто не стал. Этот человек или может забрать часть вашего благословения, или же изменить созданную с помощью рушника программу вашей семейной жизни: он внесет туда свою чужую информацию.
А еще нашла правила вышивания традиционных украинских свадебных рушников.

Рушник вышивают с двух сторон разное, для жениха и для невесты. Общее только оформление и размер вышитой части. (Надо следить, чтобы по количеству вышивки были одинаковые.) Вышивается рушник в три этажа. Первый — дерево рода, и к нему обычно деревья с парой птиц, второй — пожелание для жениха и невесты, третий — берегини, и в заключение вышивается свадебный венок с инициалами жениха и невесты. Вышивают следуя таким правилам: первой вышивают каемку. Она может быть разной, имитирующей кисточки, или кружево.
Можно кружево действительно пришить (желательно связанное вручную), а можно вытеребить и сделать кисточки.
Затем вышивают дерево рода и чередуют его с деревьями, где попарно сидят птицы (символ пары), деревья самые разные, с ласточками, с голубями, самые старые с неизвестными науке зверями, похожими на оленей, но непременно под деревом, самые сейчас распространенные с павлинами.
Между ними самое интересное и самое невзрачное на всем рушнике— дерево рода. Растет оно из горшка, модификации разные, имеет два узла первый — родительский, второй — дочерний. Первые ветки — под центральным (родительским) узлом — дедушки и бабушки, жениха или невесты (зависит от стороны полотенца), ветки вниз — умерли, вверх — живы, справа — родители матери, слева — родители отца. Верхние ветки — бабушки, нижние — дедушки. На центральном узле — точками — тети и дяди жениха( в соответствии со стороной родителя), причем если с нижней стороны — старше отца(матери), с верхней — младше. Для женщин — вышивается треугольник, для мужчин — квадрат (4 крестика) Второй уровень — родители. Аналогично — справа — мать, слева — отец. Ветки в верх — живы, вниз — умерли. Вообще ветка, по логике должна быть одна, но вышивают почему-то две (наверное, для симметрии). Верхний (дочерний узел) — на нем точками братья и сестры невесты (жениха). Сверху — старше, снизу — младше. Справа — сестры (материнская сторона), слева — братья (отцовская сторона). На верхнем узле у невесты вышивают петельку, у жениха — две лишние клеточки.
Дальше располагают прошву с пожеланиями жениху и невесте. Вышивают для невесты розы – символ красоты, лилии — символ непорочности, гвоздики — символ верности, мак — символ продолжения рода. Для жениха вышивают виноград — как символ богатства, дуб — как символ крепости, стойкости, силы, объединяют его с калиной — символом непрерывности семейной жизни. Основной мотив окружают небольшими прошвами из скромных узоров подходящей тематики. Лилии обязательно сопровождает узор, содержащий в себе крест. Вариантов может быть множество, это зависит от воображения и желания вышивальщицы.

Дальше вышиваются берегини, это такие небольшие стилизованные деревца в горшочках, хотя есть варианты и без них. Встречаются вместо деревца, как более поздний вариант – крест. Вышивают по обоим бокам рушника, оставляя середину для свадебного кольца.
Дальше располагают прошву с пожеланиями жениху и невесте. Вышивают для невесты розы – символ красоты, лилии — символ непорочности, гвоздики — символ верности, мак — символ продолжения рода. Для жениха вышивают виноград — как символ богатства, дуб — как символ крепости, стойкости, силы, объединяют его с калиной — символом непрерывности семейной жизни. Основной мотив окружают небольшими прошвами из скромных узоров подходящей тематики. Лилии обязательно сопровождает узор, содержащий в себе крест. Вариантов может быть множество, это зависит от воображения и желания вышивальщицы.

Дальше вышиваются берегини, это такие небольшие стилизованные деревца в горшочках, хотя есть варианты и без них. Встречаются вместо деревца, как более поздний вариант – крест. Вышивают по обоим бокам рушника, оставляя середину для свадебного кольца.
Свадебное кольцо вышивают посередине, оно, как правило, венчается короной, символом венчания в церкви, и вообще по сути это венок. Внутри кольца вышивают инициалы (первую букву имени) соответственно жениха и невесты. Инициалы вышивают любым шрифтом, какой понравится.
Вышитый свадебный рушник как бы „программирует” будущую жизнь семьи, несет в себе определенные пожелания относительно будущего, которые высказывает вышивальщица. Но для этого существует одно очень важное условие — человек, который вышивает, должен знать содержание символов, должна быть сама доброжелательной и вышивать его с добрыми намерениями. Отсюда идет одно очень важное условие: свадебные рушники каждая девушка должна вышивать СОБСТВЕННОРУЧНО. Заказывая свадебный рушник кому бы то ни было другому, будущая жена рискует внести в будущее своей супружеской жизни чужие мысли и желания, которые могут быть и недобрыми. Да и вышивая собственноручно, необходимо следить за собственным настроением, вышивать рушник в хорошем расположении духа, не допуская плохих мыслей. Если же во время работы на вас находят негативные эмоции — лучше отложить ее на некоторое время и вернуться к вышивке тогда, когда настроение улучшится.

 

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000031/st009.shtml- русские вішивки и мифология

 

Рушник

Скифъ

Руки вкладывают душу,
Шепчут заговор уста,
Сердце просится наружу,
На льняной простор холста.

Темной ночью при лучине
Извивается игла.
Для любимого мужчины
Неземной узор плела.

"Привяжу тебя я к дубу,
Что склонился к роднику".
Думала девица думу,
Обращаясь к рушнику.

"Он проснется утром рано,
И придет попить воды,
И увидит все старанья,
Для него мои труды.

Ты прижмись к его ладоням
Всею нежностью моей.
Чтобы он внезапно вспомнил,
И подумал обо мне".

Рушник

Рушникове обличчя веселе,

Обліта коровай на столі,

Закликає гостей до оселі,

Випромінює щедрість землі.

 

Рушничок на стіні – давній звичай,

Ним шлюбують дітей матері,

Він додому із далечі кличе,

Де в калині живуть солов”ї.

 

Він простелений тим, в кого серце

Не черствіє й дарує тепло,

Хай цей символ лишається вічно

В нашій хаті на мир, на добро.



Читать полностью: http://h.ua/story/88790/#ixzz1rWSOnwd8

http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p70aa1.html -  история юбки

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B1%D0%BA%D0%B0- история юбки википедия

http://letter.com.ua/aphorism/clothes2.php - афоризмы про одежду

http://posloviz.ru/category/odezhda/  -  пословицы об одежде

http://slovko.ru/posts/ob-odezhde - пословицы и поговорки об одежде, труде

 

 

Категория: вышивка крестиком | Добавил: asya (12.08.2015)
Просмотров: 942 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Copyright MyCorp © 2024