Сайт учителя информатики и технологии Близниченко А.В. Суббота, 18.05.2024, 07:24
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » Статьи » уроки 11 класс » Базы данных

«Создание базы данных

Тема урока: Практическая работа  «Создание базы данных в среде, создание форм ы введение и редактирование  данных. Работа с таблицами. Связывание таблиц»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • отработать умения и навыки  создания структуры базы данных;

ознакомить учащихся с объектами баз данных: формами

  • их назначением; дать представление о форме как элементе интерфейса пользователя;
  • научить учеников пользоваться формами для введения, редактирования, изъятие данных
  • отработать умения и навыки создания форм и введение данных в формы;
  •  продолжить знакомство учащихся  с интерфейсом СУБД  Access;  ознакомить с видами связей, научить создавать связи между таблицами;
  • развивать алгоритмическое мышление учащихся, умение сравнивать, анализировать;
  • воспитывать умение оценить  результаты своей работы, воспитывать умение работы в паре, информационную культуру.

Оборудование: программа СУБД  Access, инструкционные листы для практической работы,  материал  для домашнего задания.

Структура урока

  1.  

Организационный момент

2 мин

  1.  

Проверка домашнего задания

5 мин

  1.  

Подготовка к основному этапу (мотивация учебной деятельности, объяснение нового материала)

10 мин

  1.  

Закрепление знаний, формирование навыков

20 мин

  1.  

Итоги урока

5 мин

  1.  

Домашнее задание

3 мин

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

ІІІ. Подготовка к основному этапу.

В MS Access можно установить постоянные связи между таблицами, которые  поддерживаются при создании форм, отчетов и запросов.

Устанавливая связи между двумя таблицами, выбираются поля, которые содержат одну и туже информацию. Чаще всего будут связываться первичный ключ одной таблицы с совпадающими полями другой.

Создание связей между таблицами в MS Access осуществляется в окне диалога Схема данных. для определения связей между таблицами необходимо выполнить следующие действия:

  1. Закрыть все открытые таблицы.
  2. Кнопка  на панели инструментов.
  3. Выбрать поле в одной таблице и переместить его с помощью мыши на соответствующее поле во второй таблице.
  4. Создать связь нажатием кнопки «Создать»

Типы связей

Связь «один  к  одному»

 

Преподаватель

Является

директором

 

Гимназия

1

1


Пример 1. В учебном заведении только один преподаватель может быть директором, причём, директором он может быть, только в одном учебном заведении. Такая связь называется «один  к  одному»

 

Пример 2. Связь «один  к  одному».

Таблица «Сотрудники»          Таблица «Информация о сотрудниках»

Номер

ФИО

Должность

 

Номер

Год род

Кол-во

1

Иванов В.С.

Инженер

 

1

1960

2

2

Петров В.С.

Бухгалтер

 

2

1958

3

3

СидоровС.Т.

Сторож

 

3

1970

1

Первичный ключ установлен по полю – Номер.

Связь «один ко  многим»

 

Преподаватель

Работает

 

Гимназия

М

1


Пример 1. В одной гимназии может работать несколько преподавателей. Связь «один ко многим»

 

Пример 2. Связь «один ко многим»

Таблица «Товар»                           Таблица «Отпуск товаров»

Наименование

Един измер

Цена

 

Товар

Дата

Кол-во

Сахар

кг

7

 

Сахар

10.12.06

100

Макароны

пачка

6

 

Сахар

02.02.06

100

Куры

кг

20

 

Сахар

03.05.07

200

 

 

 

 

Макароны

01.05.08

250

 

 

 

 

Макароны

01.02.08

100

Первичный ключ установлен по полю Наименование в таблице Товар.

Связь «многие ко многим».

 

Преподаватель

Читает

 

Предмет

М

М


Пример 1. Рассмотрим связь "преподаватель читает предмет". Один преподаватель может читать несколько предметов и один предмет могут читать несколько преподавателей.  Связь «многие ко многим».

 

Таблица «Учебные группы и дисциплины»     Таблица «Преподаватели»

Группа

Предмет

Номер преп

 

Номер преп.

ФИО

ПС-1

Высшая мат.

10

 

10

Краснов В.О.

ТИ-1

Программиров.

10

 

12

Володин К.С.

РТ-2

Программиров.

12

 

62

БулгаковП.О.

ПС-1

Мат.анализ

12

 

30

Миронова С.В.

Связь осуществляется по полю Номер преп таблицы «Учебные группы и дисциплины» и  таблицы «Преподаватели»

 

Для более комфортной работы в разных СУБД существуют специальные объекты  - формы. Вообще можно не знать, что такое база данных, но с помощью форм с ней работать (например: оплата коммунальных услуг, кассиры в железнодорожных и авиа кассах и т.д. )

Формы - это объекты базы данных для обеспечения интерфейса пользователя. Посредством форм можно пересматривать и  редактировать базы данных. Формы создаются на основе  таблиц. Использование форм значительно упрощает работу с БД. Отчеты - это формы для печати. Они создаются на основе таблиц или запросов. Самый простой способ создать отчет - поручить сделать это программе Аccess позволяет строить автоотчеты (то есть отчеты, создаваемые автоматически) двух типов: «в столбец» и «ленточные

 

Инструктаж по  технике безопасности.

Инструктаж к выполнению  практической работы.

IV. Закрепление знаний,  формирование навыков

Практическая работа «Ввод и редактирование данных. Связывание таблиц»

1. Откройте базу данных Автосалон, поочередно заполните данными все таблицы, учитывая, что записи полей Код идентификационный (Таблица Владельцы), Номер порядковый (Таблица Машины),  Код сотрудника (Таблица Персонал), Код поломки (Таблица Поломки) не должны иметь совпадения.

Предлагаемые  данные (следующие практические работы предполагают наличие именно этих данных!):

Таблица «Владельцы»

Код идент

Фамилия

Имя

Отчество

Адрес

Паспорт

Телефон

10000000

Иванов

Иван

Иванович

ул. Белинского 108/6

ВВ45

21-32-65

20000000

Сидоров

Сергей

Петрович

ул. Белинского 108/9

ВВ56

21-36-45

30000000

Фёдоров

Андрей

Иванович

пр. Ленина 12/45

KK25

41-44-77

40000000

Москалёв

Фёдор

Иванович

пр. Ленина 12/45

PP26

41-45-45

50000000

Трофимов

Андрей

Иванович

пр. Ленина 60/78

ВВ45

24-45-12

 

Таблица «Машины»

Номер порядковый

Марка

Год выпуска

Цена

Код идент владельца

Фото авто

Код поломки

Номер машины

Дата сдачи

Дата возврата

1

Москвич

1945

70000

10000000

 

100

123135

12.02.2006

20.03.2006

2

Spider

1937

180000

20000000

 

100

124561

10.07.2006

20.08.2006

3

Omega

1940

150000

40000000

 

200

321231

13.01.2006

20.03.2006

4

SLK230

1960

200000

40000000

 

200

102123

10.09.2007

20.09.2007

5

Ferrari

1970

1230000

20000000

 

200

112360

10.02.2007

20.09.2007

6

BMW

1975

130000

60000000

 

400

113654

06.02.2006

20.03.2006

7

BMW

2000

00000

30000000

 

300

545343

06.02.2006

20.03.2006

8

BMW

2001

122330

10000000

 

400

233244

06.02.2006

20.03.2006

 

Таблица «Персонал»

Код сотрудника

Фамилия

Имя

Отчество

Год рождения

Адрес

Должность

Номер

 бригады

Оклад (грн)

Медицинская страховка

0001

Конюхов

Василий

Фёдорович

1963

ул. Тельмана, 45/12

механик

1

2000

Да

0002

Болихин

Василий

Иванович

1946

Ул.Молодежная, 6/12

мастер

1

2500

Да

0003

Вноеев

Иван

Федорович

1985

Ул.Молодежная 12/45

механик

1

3000

Да

0004

Зиновьев

Андрей

Андреевич

1980

ул. Победы 56/89

сторож

2

800

Да

0005

Крестник

Андрей

Сидорович

1956

Ул.Молодежная 98/45

мене-джер

2

2000

Нет

 

Таблица «Поломки»

Код поломки

Поломки

Номер бригады

Стоимость детали

Стоимость работы

100

кузов

1

200

100

200

крыло

1

300

200

300

дверь

2

300

124

400

покраска

2

600

400

500

заднее окно

3

123

100

 

2. Закройте все таблицы с данными. Создайте связи между таблицами.

Владельцы – Машины (Код идентификационный владельца) связь «один ко многим» (связь с обеспечением целостности данных)

Поломки – Машины (Код поломки)  связь «один ко многим» (связь с обеспечением целостности данных)

Поломки - персонал (Номер бригады) связь «многие ко многим»

 

 «Создание форм»

1. Открыть базу данных «Автосалон»

2. Выполнить следующие задания.

Задание

Алгоритм выполнения

  1.  

Создание формы на основе одной таблицы с помощью Мастера форм.

В окне базы данных щёлкните по кнопке Формы.  Щелкните по кнопке Создать, выберите Мастер форм, таблицу Владельцы, включите в форму все поля. Выберите переключатель в Один столбец, щелкните Далее. Выберите стиль Рисовая бумага. Сохраните форму под именем Форма1

Введите  в форму 2 записи.

  1.  

Создание  подчиненной формы на базе нескольких таблиц с помощью Мастера  форм.

В окне базы данных щёлкните по кнопке Формы.  Щелкните по кнопке Создать, выберите Мастер форм, таблицу Владельцы, включите в форму  поля: Код идентификационный, Фамилия, Имя. Выберите  таблицу Машины, в ней поля: Номер порядковый, Марка, Код поломки, Номер машины, Дата сдачи, Дата возврата. Выберите   вид представления данных - подчинённые формы. Выберите переключатель  Табличный, щелкните Далее. Выберите стиль Официальный. Сохраните форму под именем Форма2. Введите  в подчиненную форму на имя Иванова Ивана (номер иденти. -10000000) ещё одну автомашину.

  1.  

Настройка макета формы.

Откройте Форму1 в режиме Конструктора. Измените стиль формы нажав кнопку Автоформат  на Рисовую бумагу

Настройка макета формы.

Откройте Форму2 в режиме Конструктора. Добавьте фоновый рисунок:

Нажмите на кнопку Свойства , выберите Форма, выберите рисунок, добавьте рисунок.                                                                                                      

Настройте макет формы. Добавьте на форму  логотип заведения (подходящий  имеющийся рисунок  - кнопка  или созданный самостоятельно при помощи кнопок     )

  1.  

Настройка макета формы.

Откройте Форму1 в режиме Конструктора. Добавьте кнопку Закрыть форму. Нажмите на кнопку Панель элементов -  . Появится панель  на которой выберите кнопу, создайте её на форме. В открывшемся диалоговом окне выберите функции кнопки, рисунок, текст: Категории -  Работа с формой, Действия –Закрыть форму. Аналогично создайте кнопки Найти запись, Запуск Excel, запуск Word, запуск любого приложения (например любимой игры), Применение фильтра по выделенному, Печать формы, Автонабор номера. Все кнопки выполните одного размера при помощи Свойств  , ширину и высоту кнопки  выбрать самостоятельно.

 

V. Итоги работы.

  • Какую цель мы ставили в начале урока?
  • Достигли ли мы поставленной цели?
  • Какие этапы создания базы данных вы отработали на практической работе?
  • Прогнозируемые ответы: проектирование, создание структуры посредством конкретной СУБД, введение записей.
  • Какую именно СУБД мы использовали?
  • С какими объектами БД мы познакомились на сегодняшнем уроке?

VI. Домашнее задание.

1. Создать свою  базу данных  в режиме Конструктора (можно использовать структуру таблиц прошлого домашнего задания и структуры таблиц для контрольной работы

2. Создайте структуры баз данных в тетради:

  • БД учащихся Вашего класса с использованием отношения «один к одному»
  • БД выдачи книг в библиотеке с использованием отношения «один ко многим»
  • БД планирования спортивных мероприятий на неделю с использованием отношений «многие ко многим»
  • создать две формы и два отчёта по собственной базе данных.

 

 

Категория: Базы данных | Добавил: asya (22.05.2014)
Просмотров: 2739 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Copyright MyCorp © 2024